Свободное владение английским языком

В детском мире много всего игрушечного, но для ENS это точно не касается английского языка. Английский у нас самый что ни на есть живой и настоящий. Свободное и полноценное владение любым языком включает в себя всего четыре способности: понимание речи на слух, умение высказать мысль на языке, умения читать и писать. Развитие двух первых – аудирования и способности бегло формулировать свои мысли на иностранном языке (в идеале, думать на нем) – самая трудная задача.

Живой английский язык в устах наших юных воспитанников – главная наша цель на этапе детского сада. В начальной школе (с 5 лет) ребята осваивают еще и письменную речь. Любой язык – это прежде всего коммуникация. И главная мотивация для его активного использования ребенком – свободное, непринужденное, заинтересованное и как можно более радостное взаимное общение ребенка с взрослыми и сверстниками. Общение с элементами игры, обучения, соревнования, взаимного узнавания и сопереживания, совместного творчества. Эта речь живая, не заученная – развивающая и развивающаяся. Ежедневно в качестве собеседников детей выступают наши британские педагоги. А кто, как не они, владеющие родным языком в совершенстве, подтвердят ребятам тот факт, что их речь – английские слова и фразы – понятны и услышаны. И доказательством служит ответная реакция педагогов – их эмоции, вопросы и реплики.

Поурочная школьная метода обучения иностранному языку напоминает технику обучения плаванию в пустом бассейне. Сначала ученики прилежно учатся имитировать плавание в бассейне без воды. А если затем воду в него все-таки запускают, то полученный эффект вполне можно назвать преодолением «водного барьера». Возможно, именно из-за явной внутренней противоречивости подобного подхода большинство выпускников отечественных школ и гимназий часто испытывают шок при столкновении с подлинными языковыми реалиями за границей. Они вынуждены преодолевать «языковой барьер».

Метод языкового «погружения» в раннем детстве, который мы используем в ENS, снимает не только необходимость преодоления «языкового барьера», но и самую идею этого преодоления. С эмоциональной точки зрения, у детей нет страха перед новым – ведь в процессе общения размыта граница между известным и неизвестным (непонятые слова и смыслы можно, плотно общаясь, восполнить другими средствами языка – интуицией, мимикой, жестами). Интеллектуальная нагрузка тоже не является препятствием, ведь дети не изучают сложные «формулы языка» с перфектами и плюсквамперфектами, а играют в него и с ним, постепенно осваивая с помощью британских педагогов усложняющиеся правила этой игры и испытывая при этом несомненное удовольствие от процесса. Игра – именно их стихия!

Дети до пяти лет имеют неоспоримые преимущества перед взрослыми в изучении иностранного языка. Подобное чудо, несомненно, коренится в удивительной лингвистической одаренности всех детей. Технику освоения языка детьми лингвисты называют «запечатлением». Язык запоминается готовыми фразами и формулами в определенном контексте. Когда мы были совсем маленькими, мы не учили спряжения глаголов: «я хочу – ты хочешь – мы хотим...» Мы «запечатлевали» в памяти целые «фразы-слова»: «мамахачувотэтуууканфееету!». Дети воспринимают и воспроизводят язык, слушая и разговаривая. И, в отличие от взрослых, они не боятся говорить. Маленькому ребенку неведомо о том, что он чего-то не знает или не может, и он свободен от рефлексии по этому поводу, что позитивно сказывается на темпах и характере его развития, в том числе и языкового. Мы слышим, как наши дети шутят и каламбурят на английском, совсем как в случае с родным русским языком. Пребывание «в языке», непосредственное живое и постоянное «чувство языка» – и есть лучшее условие его освоения.

Иностранным языком одинаково успешно овладевают дети разного возраста, начиная и в 2 года, и в 4-5 лет. Если в английском детском саду закладываются основы детского билингвизма, то в начальной школе полученные драгоценные навыки закрепляются, развиваются, значительно обогащается словарный запас, дети начинают грамотно писать и читать по-английски.

Вернуться назад

Запишитесь на пробный день