Родителям о билингвизме

В разделе «Родителям о билингвизме» мы выложили подборку интересных исследований по вопросам двуязычия, которые помогут ознакомиться с научной точкой зрения на развитие ребенка-билингва, а также оценить результаты освоения билингвальных программ детьми во всем мире.

У. Вайнрах Одноязычие и многоязычие

Предлагаем вашему вниманию статью известного лингвиста, основателя социолингвистики, Уриэля Вайнрайха о том, что такое многоязычие, какие виды интерференции существуют и какова специфика человека, владеющего двумя и более языками.

Конобеев А.В.

А. В. Конобеев, к. пед. н., главный редактор издательства «Титул» и журнала «Английский язык в школе» посвятил свое выступление на Конференции ENS речемыслительному развитию ребенка, изучающего иностранный язык.

Николаева М.Ю. Оценка эффективности билингвальной образовательной программы.

Директор ENS Мария Юрьевна Николаева на Конференции ENS выступила с докладом, посвященным исследованию влияния двуязычия на когнитивные способности детей. Автор пришел к выводу о том, что дети, обучающиеся по билингвальным образовательным программам, имеют более высокие показатели по коммуникативно-когнитивному развитию.

Обучение чтению на русском языке детей-билингвов

Хамраева Елизавета Александровна, д. пед. н., профессор МПГУ выступила с докладом «Обучение чтению на русском языке детей-билингвов в условиях ограниченной языковой среды»

Фрагмент книги "Billingual Immersion education Indicator of good practice"

Предлагаем вашему вниманию фрагмент книги «Bilingual Immersion education Indicators of good practice», посвященный вопросу связи билингвизма и когнитивного развития ребенка.

Роль инпута в процессе формирования сбалансированного детского билинвизма

Предлагаем вашему вниманию статью Чиршевой Г.Н. «Роль инпута в процессе формирования сбалансированного детского билингвизма»

Чиршева Г.Н. Детский билингвизм и развитие бикутуральности

В статье рассматриваются проблемы формирования бикультуральности у детей-билингвов.

О коммуникативно-когнитивном подходе в обучении иностранным языкам

Методика преподавания иностранных языков проделала большой путь в определении наилучшего подхода.

Лурия А.Р. Об онтогенезе речевого высказывания

Знаменитый советский нейропсихолог А.Р. Лурия рассматривает различные аспекты проблемы языка и созна­ния; дает анализ слова и понятия, речевой деятельности в ее различных формах; обращает внимание на мозговую организацию речевой деятельности.

О метаязыковых способностях билингвов

Металингвистические способности, как отметил, А. М. Шахнарович, проявляются у билингвов в ориентации на семантику, в сознательном отношении к речи.

На пути к мультиязычному образованию

Предлагаем вашему вниманию фрагмент книги "На пути к мультиязычному образованию", посвященный вопросу влияния возраста обучаемого на освоение второго языка.

Материалы международной конференции по начальному билингвальному образованию

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию сборник материалов международной научно-практической конференции «Международное и российское образование: билингвальный детский сад и начальная школа», проведенной English Nursery & Primary School в 2016 году.

Детский билингвизм

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию фрагмент книги Чиршевой Г. Н. «Детский билнгвизм. Одновременное усвоение двух языков»

Многоязычие в детском возрасте

Дорогие читатели! Предлагаем Вашему вниманию фрагмент из книги «Многоязычие в детском возрасте», посвященный теме Родного языка в жизни ребенка-билингва.

Основы билингвального образования

Книга Колина Бейкера «Основы билингвального образования» задумана как исследование большого спектра проблем, связанных с двуязычным образованием. Написанная с междисциплинарной точки зрения, книга охватывает широкий круг аспектов: существующие концепции билингвального образования и дискуссии о нем; перспективы развития детей; политические и культурологические перспективы двуязычного обучения.

М.Б. Богус о позитивном влиянии билингвизма на когнитивное развитие ребёнка

Автор статьи делает ретроспективный обзор позиций и мнений ученых о влиянии билингвального образования на интеллектуальные способности ребенка. По мере усовершенствования техник оценки развития детей изменялся и взгляд на эффективность билингвального образования.

Скорее норма, чем исключение

О феномене билингвизма мы беседуем с Валерием Беляниным, автором многочисленных статей, книг и учебника по психолингвистике.

Влияние обучения лексике второго языка методом погружения в языковую среду на когнитивное развитие ребенка при освоении билингвальной образовательной программы

Исследование когнитивных процессов у детей-билингвов является одним из интереснейших аспектов изучения билингвизма. Онтогенез детской речи, формирование когнитивных способностей, происходящие в условиях двуязычной среды вызывают массу вопросов, связанных с оценкой интеллектуального развития таких детей.

Билингвами не рождаются

Какие особенности становления детей-билингв должны учитывать родители и учителя? Об этом идет речь в интервью с Франсуа Грожаном – одним из крупнейших специалистов в этой сфере.

Научная деятельность ENS в 2017 году

В 2017 сотрудники ENS приняли участие во множестве научных мероприятий. В свет вышло более двадцати статей, посвященных актуальным вопросам билинвального образования, когнитивному развитию ребенка-билингва, развитию речи у детей,  художественно-эстетическому и физическому развитию ребенка дошкольного возраста, практике реализации интегрированных образовательных проектов, вопросам нравственного воспитания, логопедической поддержке билингва, вопросам адаптации детей к детскому саду.

Наши руководители и педагоги приняли участие в международных образовательных мероприятиях и научных конференциях, в работе проектных групп по вопросам дошкольного образования при СФ и ЕР, приняли участие в заседании рабочей группы Общества русской словесности по вопросам полилингвального образования.

Для коллег и родителей были организованы международная научно-практическая конференция и серия встреч со специалистами в области образования, воспитания, психологии.

Предлагаем ознакомиться с более подробным отчетом.

С.Н. Цейтлин. Как мать говорит со своим ребенком

Предлагаем вашему вниманию раздел книги Стеллы Наумовны Цейтлин, посвященной роли общения с матерью в речевом становлении ребенка. С. Н. Цейтлин - основоположник научной школы российской онтолингвистики - раздела лингвистики, изучающего онтогенез речи и детскую речь.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЛИНГВАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ENS

Формирование билингвизма сопровождается качественным развитием когнитивной сферы ребёнка, становление которой рассматривается в русле психолого-дидактической концепции развития личности, поскольку когнитивная сфера — это познавательная сфера личности.

Основными показателями, определяющими степень развития когни­тивных функций, являются: внимание, восприятие, память, ассоциа­тивное мышление, пространственное мышление, логическое мышле­ние, творческое мышление, аналитические операции, синтетические операции, комбинаторные способности.

Установлена взаимосвязь би­лингвизма и интеллектуального развития, характеризуемого не толь­ко объёмом памяти, развитием внимания и т.п., но и формированием широкого спектра стратегий работы с информацией.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ (АНГЛИЙСКОМУ) ЯЗЫКУ НА ХУДОЖЕСТВЕННО­-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ (МУЗЫКА)

В статье рассматриваются такие аспекты обучения иностранному языку, как интеграция различных видов деятельности в процессе обучения дошкольников, роль уроков музыки в формировании раннего билингвизма.

ОЦЕНИВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО­ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕБЁНКА-БИЛИНГВА НА РАННЕЙ СТАДИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

В статье представлен анализ результатов исследования американских учёных по оцениванию билингвальных детей на раннем этапе языкового развития, осуществлённому на двух языках (первом — родном и втором) с помощью теста Россетти, и возмож­ности адаптации данной методики для оценивания коммуникативно­-когнитивных навыков детей-билингвов дошкольного и раннего школьного возраста.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СЕТИ АНГЛИЙСКИХ ДЕТСКИХ САДОВ И ШКОЛ ENS

В статье рассматриваются логопедические аспекты осво­ения второго языка методом погружения в языковую среду в услови­ях дошкольной образовательной программы; раскрываются задачи и специфика организации логопедической службы в сети детских са­дов и школ English Nursery & Primary School.

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ

Статья посвящена вопросам специфики обучения чте­нию детей-билингвов.

МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ В ЯЗЫКОВУЮ СРЕДУ: БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В статье обозначено теоретическое обоснование метода погружения в языковую среду при обучении детей иностранному языку.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

В статье рассматриваются особенности формирования письма и чтения у детей-инофонов на примере практической работы учителя-логопеда.

Приводятся эффективные методики развития билингвизма.

БИЛИНГВАЛЬНО-БИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ДОШКОЛЬНОМ И НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассказывается об особенностях привлечения двуязычными дошкольными организациями и начальной школой дополнительных ресурсов для обучения второму языку и разным культурам. Такими ресурсами могут быть семья, музей, общество, различные организации. Развивающий эффект этого процесса достигается за счёт знакомства с реальными ситуациями использования языка и культурными практиками вне собственно учебного плана.

РАННЕЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Статья посвящена роли иностранного языка в реализации целей дошкольного и начального школьного образования. Даётся критический анализ современного состояния преподавания языков в детском саду и начальной школе, утверждается значимость дошколь­ного иноязычного образования, нацеленного на личностное развитие детей и формирование их способностей. Рассматривается содержание нравственного, когнитивного, речевого и коммуникативного развития детей и значимость развивающей технологии овладения иностранным языком, учитывающей онтогенез речевого развития и психофи­зиологические возможности дошкольников.

ВРЕМЯ СТАРТА В МИР ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР

В статье рассматривается стратегический путь к би-полилингвизму в условиях отсутствия соответствующей культурно­-языковой среды.Авторы представляют оригинальную точку зрения, взглянув на проблему начала приобщения ребёнка дошкольного воз­раста к иностранным языкам сквозь призму феномена общения.

СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваются основные разделы работы по развитию связной речи у детей-билингвов на занятиях по русскому языку, представляющие собой совокупность необходимых структур­ных речевых и неречевых компонентов с акцентом на преодоление нежелательной межъязыковой интерференции.

ДЕТСКОЕ ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Статья посвящена такому аспекту развития ребёнка, как формирование эстетического восприятия посредством работы с декоративно-прикладным искусством. Раскрываются психологиче­ские аспекты формирования эстетического чувства ребёнка.

АДАПТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье делается попытка проанализировать возмож­ности применения гуманистических принципов педагогики в вос­питании детей-мигрантов в смешанной группе дошкольной образо­вательной организации. Автор приводит некоторые итоги изучения проблемы профессиональной подготовки педагогов-практиков, ра­ботающих с детьми-мигрантами. Рассматривается базовый принцип изучения особенностей детей как основы построения взаимодействия педагога и ребёнка-мигранта в смешанной группе.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ

В статье описана деятельность психологической службы в English Nursery & Primary School, которая охватывает все моменты пребывания ребёнка в саду. Особенное внимание специалисты уделя­ют процессам адаптации ребёнка и родителей к детскому саду.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В данной статье затронуты проблемы адаптации, социа­лизации и обучения детей разных национальностей, плохо владею­щих русским языком. Для преодоления трудностей для детей были организованы дополнительные занятия и разработана программа по развитию русской речи. Цель данных занятий — формирование и раз­витие устной и письменной речи у детей-мигрантов, интеллектуаль­ных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использо­вания русского языка не только для обучения, но и для общения.

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автором статьи представлены педагогические и пси­хологические факторы, влияющие на личность билингва. Опираясь на законы Российской Федерации, доказана необходимость создания и реализации целенаправленных программ по духовно-нравственному воспитанию в системе билингвального образования на основе психолого-педагогических предпосылок и факторов формирования гармоничной, зрелой, социально успешной личности.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДО­ ШКОЛЬНЫХ ГРУПП ТАТАРСКОЙ ГИМНАЗИИ С УЧЁТОМ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

В статье представлен опыт развития речи детей дошкольного возраста в условиях национального детского сада, работа над созданием материально-технической базы, способствующей билинг­вальному воспитанию и образованию дошкольников, необходимость включения ребёнка в межкультурное билингвальное взаимодействие.